logo mobil

18.04 Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (окончание)

В 1983 году Ребе начал распространять свою деятельность за пределы еврейской общины. Он дал своим хасидам указ вводить универсальное руководство Торы во всеобщую жизнь.

rebe 2Человечество. 1983 год. 
В беседах того периода он объяснял, что в дополнение к функциям закона Торы как основы еврейской жизни есть еще и универсальная сторона Торы — так называемые «семь заповедей сынов Ноя», семь принципов, адресованных всем обитателям планеты.

Как Б-г «дал свет народам», так евреи должны сейчас считать своей миссией принести всем людям мира веру в Б-га. В течение многих веков, однако, обстоятельства, связанные с нашим изгнанием, не позволяли выполнять эту миссию. Но сейчас, сказал Ребе, подходящий период для того, чтоб оживить этот долго бездействующий аспект нашей жизни.

Воскресные доллары. 1986 год. 
На протяжении всех 25 лет деятельности (три раза в неделю Ребе принимал своих приверженцев, мужчин и женщин, на «ехидусе» — частной аудиенции. Эти аудиенции, проводившиеся по воскресеньям, вторникам и четвергам, начинались вскоре после сумерек и продолжались всю ночь. Иногда последние из нескольких сотен визитеров оставались даже после обеденного перерыва. Некоторым из них для общения с Ребе выделялось всего несколько минут, но все уходили с полным ощущением, что все время, проведенное с ним, пусть даже короткое, Ребе принадлежал только им, сосредоточившись на их индивидуальных проблемах.

Число искавших совета и благословения Ребе продолжало расти, так что вскоре даже людям с экстренными случаями, чтобы попасть на ехидус, приходилось ждать по нескольку месяцев. В конце концов это число выросло настолько, что больше не было возможности принять всех. Индивидуальные контакты с Ребе приняли теперь форму переписки: ежедневно в его офис на Eastern parkway, 770 в Бруклине прибывали целые мешки с почтой, и каждое письмо им было лично вскрыто и прочитано.

В 1986 году Ребе начал проводить еженедельную «гостевую линию». Каждое воскресенье в помещении возле своего офиса он размещал около тысячи мужчин, женщин и детей, желавших увидеть его и получить благословение. Многие использовали эту возможность, чтобы задать волнующий вопрос, получить совет.

Как-то одна пожилая женщина не выдержала и спросила: «Ребе, как вы это делаете? Как вы не устаете?» Он улыбнулся и ответил: «Каждая душа — это бриллиант. Как можно устать, пересчитывая бриллианты?»

Каждому из них Ребе давал «долларовый билль» — один доллар для передачи нуждающимся и благословение, отныне определявшие статус получающих их как персональных агентов Ребе, его посланников (шалиахов).

Ребе объяснял этот обычай, цитируя своего тестя и наставника шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхока, который часто говорил: «Когда два человека встречаются, третьему от этого должна быть польза». Ребе желал возвысить каждого из тысяч людей, приходящих к нему, и вовлечь их в нечто большее, нежели встреча двух людей. Он хотел, чтобы каждый получал импульс действовать ради заповеди, особенно заповеди, затрагивающей и другого.

Для приходящих на встречу с ним самый поразительный феномен был в том, что Ребе оставался в рабочей форме в течение восьми часов без перерыва, и каждый чувствовал, что Ребе находится здесь только для него одного. Это было чувство, будто он или она — единственный посетитель за день.

Конец Холодной войны. 1989 год. 
Во время первой мировой войны огромная Российская империя попала под власть коммунистического правительства, а через поколение половина Европы была захвачена, порабощена и отрезана «железным занавесом».

Следующие полвека люди жили в мире, управляемом двумя сверхсилами, — коммунистическим СССР с одной стороны и США — с другой, и являлись заложниками их конфликта. Мировая война была отсрочена только одним: каждая сторона была способна наносить удары оружием массового поражения, нацеленным 24 часа в сутки на важнейшие населенные пункты.

Из речи Ребе в ноябре 1989 года: «Что более всего поражает в происходящем сегодня в мире, так это то, что все происходит мирным путем - такого никогда не случалось за всю предыдущую историю человечества. В предыдущих поколениях всякий раз революция происходила через разрушения и кровопролитие... В противоположность этому, изменения, которые мы наблюдаем сегодня, при том, что они радикальней каких-либо прежних, происходивших на нашей памяти, идут мирным путем».

Когда в Советском Союзе в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, общим мнением было, что пора положить конец холодной войне как «миру», который поддерживается только взаимными нападками и террором, который, возможно, в ближайшем же будущем будет иметь место. Новый генеральный секретарь долгое время был партийным функционером, и его выдвинула та государственная структура, которую теперь ему предстояло разоружать. Поистине надо было быть пророком, чтобы предвидеть те изменения, которые произойдут во время его правления.

В конце 1980-х , когда Горбачев провозгласилперестройку и гласность, в мире стала появляться надежда, что в Советский Союз, возможно, придет обновление. Повсеместные реформы имели значение не только для СССР, но и для Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Болгарии и Венгрии.

Эти события имели огромное значение и для евреев. Евреи, которым в течение 70 лет было отказано даже в том, чтобы хотя бы мельком видеть свиток Торы, могли теперь обратиться к своему культурному наследию, не боясь потерять работу и услышать среди ночи характерный стук в дверь. Волны еврейской эмиграции, прорвавшиеся впервые за десятилетия, нетерпеливо устремились к Святой Земле. Старый режим все еще был у власти, и граждане России и Восточной Европы, которые и в прошлом ожидали наступления «новой эры», к переменам отнеслись осторожно. Но жизнь, в частности и религиозная, становилась более терпимой.

В сентябре 1988 года Ребе провозгласил наступление 5750 года еврейского календаря как «года чудес», предсказывая тем самым чудесные события. И в самом деле, по прошествии всего лишь нескольких недель Европа претерпела решительные и внезапные перемены. Один за другим рухнули коммунистические режимы Восточной Европы, свергнутые не оружием и бомбами, а мирными демонстрациями на городских площадях, которые доказали стремление людей к свободе. И все это предвидел один человек. В 1985 году Ребе сообщил своим хасидам в России — тем, кто входил в его подпольную сеть религиозных институтов, что худшее позади. В начале 1987 года он посоветовал хасидам, находящимся на Святой Земле, начать строительство городских поселений и создавать благоприятные условия для потока российских евреев, которые уже скоро должны прибыть.

Профессор Герман Брановер, известный советский ученый, еврейский теолог, общественный деятель и эмигрант, принимал участие в разговоре с президентом Горбачевым, когда тот приехал с визитом в Израиль. Когда Герман Брановер сказал Горбачеву о совете Ребе готовить дома для советских евреев, президент Советского Союза казался удивленным. "Я сам, — сказал он,— еще не пришел тогда к решению, что пора начинать эти изменения".

Наибольшим чудом, одним из тех, на что Ребе постоянно обращал внимание, была мирная природа этих радикальных изменений. «Мы не должны, — сказал он однажды, — оглядываться назад, на время второй мировой войны, чтобы увидеть разорение, которое могут принести политические изменения. Напротив, сегодня происходят более всеобъемлющие изменения, и тем не менее они идут мирным путем».

Ребе рассматривал эти события как предвестие эры Мошиаха, когда «не будет войн, зависти и соперничества... и весь мир посвятит себя только познанию Б-га».

Ракеты и чудеса. 1991 год . 
В августе 1990 года Саддам Хусейн угрожал «сжечь» Святую Землю химическим оружием и перебросил войска из Ирака в Кувейт. Когда мир захватила волна страха и тревоги, Ребе распространил послание доверия и веры.

Он привел написанный столетия назад стих из Мидрашей, который с ужасающей точностью предсказывает развертывание этих событий. «В год, когда придет Мошиах, — говорит Мидраш, — все цари всех стран кинут вызов друг другу... Царь Персии кинет вызов царю Аравии, а царь Аравии пойдет в Арам, чтобы искать у него совета... И все народы будут ввергнуты в пучину несчастий и ужаса. Также и Израиль будет ввергнут в пучину несчастий и ужаса, и возопит: "Куда нам идти? Что нам делать?"

Из речи Ребе, произнесенной весной 1991 года, вскоре после завершения войны в Персидском заливе: «Б-г творил для нас чудеса не только в отдаленном прошлом. События древности, такие как Исход из Египта или чудеса Пу-рима, происходившие в Шуша-не, не только примеры не имеющих аналогов взаимоотношений с Б-гом. Как мы видели, чудеса совершаются и сегодня. И в самом деле, чудеса этого Пурима далеко превосходят те, что записаны в Мегиле (Свиток Эстер)».

И Б-г скажет им: "Не бойтесь, дети мои! Все, что я делаю, я делаю ради вас. Почему вы боитесь? Не бойтесь, пришло время вашего спасения..."». На вопрос, следует ли уезжать из Израиля в более безопасные страны, Ребе отвечал ясно и определенно: страна Израиль — самое безопасное место в мире. Когда его спрашивали о противогазах, которые производили в Израиле, предвидя опасность газовых атак, по мнению Ребе в них не было никакой необходимости. Он также утверждал, что война закончится к Пуриму. Провал попыток SCUD-ракетами разрушить мирную израильскую жизнь был поистине чудом. В то время как ракеты — каждая снабженная 600 фунтов взрывчатых веществ — сыпались на Тель-Авив, перепуганные граждане, теснясь в убежищах и опечатанных комнатах, прислушивались в неверии к радионовостям. В здания, где было много людей, попадали снаряды, но не пострадал ни один человек. «Б-г бросал вниз матрасы, чтобы смягчить наше падение, сворачивал стены на нашем пути», — сказал один из бывших в такой ситуации. В день Пурима, традиционно предназначенного у евреев для веселья, было официально объявлено: война закончена.

«Этим чудесам не было уделено должного внимания, — сказал Ребе в своем публичном выступлении спустя несколько недель. — Хотя общественные средства массовой информации по всему миру сообщили об этих чудесных событиях, но тенденция давать рациональные объяснения происходящему все еще сохраняется. Мы должны оповестить мир о том, что эти чудеса были сотворены Б-гом!»

Ребе также заявил, что события в Персидском заливе — часть чудес, предшествующих наступлению эры Мошиаха, времени, когда Б-жествен-ная суть творения откроется миру, и чудеса будут совершаться повсюду.

Традиционно хасидские учителя были известны как люди, умеющие творить чудеса. Так был известен и основатель хасидизма рабби Исроэл Баал-Шем-Тов. С основанием в хасидизме ХАБАДа наибольший акцент был сделан на учения лидеров движения; тем не менее, были в изобилии представлены и истории о чудесных деяниях.

Многие люди приходили к Ребе за советом. Многие обращались к нему с просьбой за них помолиться. И многие сообщали о чудесных результатах его заступничества.

Однажды на встречу с Ребе пришла группа старшеклассников. «Я слышал, говорят, — сказал один из них, — что Ребе способен творить чудеса. Это правда? Вы на самом деле можете совершать сверхъестественные поступки?» Ребе ответил: «Способность творить чудеса не присуща какой-то избранной группе людей, но может быть достигнута каждым из нас. У каждого есть душа, которая не что иное, как отблеск Б-жественной сущности. Поэтому человек имеет силу переступить границы, навязанные нам нашей физической природой, насколько бы трудным это ни могло показаться». «Чтобы продемонстрировать это вам, — сказал Ребе, — я сотворю чудо». Улыбаясь молодым, испуганным лицам, окружившим его стол, Ребе продолжал: «Каждый человек в этой комнате может решить улучшить себя в какой-то области. Каждый из вас выберет ту область совершенствования, которую считает необходимой, но до настоящего момента считал непосильной. Тем не менее вы достигнете цели, доказав себе, что ваша душа действительно обладает силой преодолеть природную "реальность"».

«Как может быть, чтобы спасение еще не было достигнуто? И несмотря на все, что стало нам известно, и все, что было сделано, Мошиах все еще не пришел?

Что еще могу я сделать? Я сделал все, чтобы привести мир к истинным требованиям и запросам для его Спасения... Единственная вещь, которую мне осталось сделать, это передать это дело вам. Делайте все, что в ваших силах, чтобы исполнить следующее — принести самый возвышенный потусторонний свет, который следует в наш мир, прагматичным орудием...

Я сделал все, что мог. Я передаю это вам. Делайте все, что вы можете, чтобы привести в мир праведного Спасителя, и немедля! Я сделал свою часть работы. С этого момента все в ваших руках».

Уход. 3 Тамуза 5754 год. 
Несмотря на то что возраст приближался к 90-летнему рубежу, Ребе активизировал свою деятельность. Каждую Субботу организовывалось собрание, а иногда еще несколько на неделе. Каждое воскресенье Ребе часами стоял, встречая посетителей благословением и советом, оделяя долларом на благотворительность. Его кампания по распространению в мире вести о том, что близится век Мошиаха, продолжалась все активнее.

Но тревожные ожидания витали в воздухе. 

25 адара 5752 года (29 февраля 1992 года) была такая же Суббота, как и многие другие, которые хасиды проводили в районе Crown Heights, в Бруклине (Нью-Йорк). Поскольку это был Шабос Меворхим (Суббота, предшествующая наступлению нового месяца по еврейскому календарю), они пришли в синагогу к Ребе утром, в 8.30, чтобы читать Теилим, как это принято у любавичских хасидов. Проходила обычная субботняя служба. Как и следует, в определенный момент некоторые бросились домой, чтобы до второй субботней трапезы слегка перекусить. Через час они вернулись, присоединившись к тем, кто оставался в синагоге. В 13.30 Ребе должен был начать субботний фарбренген — несколько тысяч хасидов заполнили огромный зал на Восточном бульваре.

Вскоре Ребе пришел и в течение трех часов говорил, разъясняя различные сюжеты Торы. В коротких перерывах между его речами хасиды пели и поднимали маленькие пластиковые стаканчики с вином, говоря «лехаим» своему Ребе.

В этот день Ребе, в частности, говорил о стихах, которые надлежало читать в ту Субботу (Шмойс, 35-38), и других, которые предстоит читать на следующей неделе (там же, 38-40). Но почему, спрашивал Ребе, глава этой недели Ваякгел, говорящая об «общине», предшествует Пкудей, которая выражает идею «личности»? Не значит ли это, что до того, как пытаться создать из личностей общину, мы должны развивать и совершенствовать личность?

По этому поводу, сказал Ребе, Тора имеет одно мнение: создавай общины даже до того, как появятся идеальные личности. Люди — не кусочки от «Лего» и не детали машины, которые должны быть сначала доведены до совершенства по отдельности и только потом собраны в целое. Люди — это души с уже заложенной в них способностью к самосовершенствованию. И ничто не может лучше способствовать развитию этой способности так, как способствует этому контакт и объединение с другими душами. Несовершенные личности, объединенные друг с другом в любви и братстве, создают совершенную общину.

Фарбренген подошел к концу. Многие хасиды шли домой на субботнюю трапезу. Они торопились, потому что это был короткий зимний день и он уже близился к концу. Как только Суббота завершилась, группа ученых — (так называемых хозрим, или «записывающих») собралась, чтобы законспектировать слова Ребе. В течение 24 часов его слова тщательно записывались, переводились на полдюжины языков и передавались в сотни центров ХАБАД-Любавич по всему миру. Теперь хасиды имели материал для обучения, который будет распространяться и использоваться до следующего субботнего фарбренгена, если Ребе не произнесет речь в другой день (а это он делал часто).

Но в понедельник вечером 27 Адара-алеф 5752 года (2 марта 1992-го) Ребе перенес инсульт, после чего оказалась парализованной все правая часть его тела, и, что казалось еще более ужасным, он лишился возможности говорить. Ни в эту, ни в последующие Субботы фарбренген больше не проводился.

Два года и три месяца спустя в ранние утренние часы 3 Тамуза 5754 года (12 июня 1994-го) душа Ребе вознеслась, осиротив поколение. Последователи его все еще ждут очередного фарбренгена. Тем временем они создают общины.

Источник: Jewish.ru

Опубликовано в Еврейский календарь

Copyright © 2015 Еврейский Фонд Украины. Все права защищены. Разработка сайта : Dreamix.com.ua    Карта сайта