logo mobil

18.04 Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (Евреи СССР и Свадьба)

Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон родился в пятницу 18 апреля 1902 года (по еврейскому календарю 11 нисана 5652 года) в Николаеве. Его отец, рабби Леви-Ицхок Шнеерсон, был известным раввином, знатоком Каббалы и Талмуда, мать — ребецн Хана — из семьи потомственных раввинов.

rebeЕвреи СССР. 1923 год

В 1923 году Менахем-Мендл Шнеерсон познакомился с рабби Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном, Шестым Любавичским Ребе, учителем и лидером всемирного движения ХАБАД-Любавич.

Уже шесть лет как партия коммунистов захватила власть в Российской Империи, и Евсекция (Еврейская секция ВКП(б)) начала безжалостную войну против иудаизма: повсеместно закрывались еврейские школы, синагоги и религиозные организации. Религиозных лидеров арестовывали, многие из них были вскоре расстреляны в подвалах ЧК.

Из речи Ребе летом 1964 года: «Давайте все скажем "лехаим" за тех, кто там [в Советской России], и пожелаем им иметь возможность изучать Тору, соблюдать заповеди и избежать страданий от рук их злобных гонителей. Еврейский народ - это одно тело. Одна и та же кровь течет в его органах: вливание жизненной силы в один орган укрепляет все тело. Когда мы здесь укрепляем нашу преданность иудаизму, мы укрепляем их. Они, в свою очередь, своим самопожертвованием ради иудаизма укрепляют нас. И они делают для нас больше, чем мы для них...»

Рабби Йосеф-Ицхок вел борьбу за сохранение иудаизма в Советской России, посылая своих эмиссаров во все концы страны для создания подпольных школ, микв, налаживания каналов доставки финансовой помощи и кошерной пищи. В его тайную, очень опасную работу включился и Менахем-Мендл Шнеерсон. А в 1926 году в роду Шнеерсонов произошло большое событие: состоялась помолвка Менахема-Мендла со второй дочерью рабби Йосефа-Ицхока Хаей-Мушкой.

Когда летом 1927 года агенты ГПУ пришли в ленинградскую квартиру рабби Йосефа-Ицхока, чтобы его арестовать, Хая-Мушка сумела через окно подать знак жениху о случившемся, так что ему удалось своевременно убрать «улики», предупредить об опасности тех, кого было необходимо, а впоследствии задействовать все международные силы для отмены смертного приговора, вынесенного рабби Йосефу-Ицхоку, и в конце концов добиться его освобождения.

Долее оставаться в стране, где в любую минуту ему грозила смертельная опасность, было более чем рискованно, а в 1927 году Советы разрешили рабби покинуть Союз. Но на месте оставалась хорошо отлаженная нелегальная сеть учителей и активистов, и рабби Йосеф-Ицхок продолжал руководить их деятельностью по другую сторону «железного занавеса» вплоть до своей кончины в 1950 году.

Менахем-Мендл был одним из тех немногих членов семьи Шнеерсонов, которым разрешили выехать из страны вместе с рабби Йосефом-Ицхоком, он всегда был активным помощником тестя во всех его делах. В самые мрачные годы антирелигиозных гонений, уже будучи Любавичским Ребе, Менахем-Мендл через множество тайных каналов продолжал поддерживать контакты с евреями Советского Союза и посылал к ним под видом туристов или бизнесменов своих верных эмиссаров. С падением коммунистического режима «сеть» Ребе вышла из подполья, продолжая предоставлять материальную и духовную помощь русским евреям, только теперь уже открыто. И сегодня на всем постсоветском пространстве эмиссары движения ХАБАД-Любавич помогают евреям возрождать традиционное национальное наследие.

Всякий раз, когда при Ребе заходила речь о страданиях советских евреев и громадных жертвах, которые они понесли из-за приверженности своей вере, его переполняли сильные чувства. И что бы ни приходилось делать для них, он часто говорил, что это всего лишь мельчайшая часть того, что они дают всему еврейскому народу своей мужественной преданностью нашей общей судьбе.

Свадьба. 1928 год
В декабре 1928 года в Варшаве состоялась свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки. К тому времени героическая борьба Шестого Любавичского ребе рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона за права советских евреев получила всемирное признание, снискав ему глубокое уважение тех, во имя кого она велась. Свидетельством этого уважения стало присутствие на церемонии многочисленных раввинов, крупных духовных и светских лидеров европейского еврейства, а также тысяч других людей самых разных убеждений.

Из обращения Ребе в мае 1984 года: «Это объясняет ту великую радость, которая сопутствует свадьбе, - радость, не имеющую себе равных ни в каких других случаях. Две половины души, разделенные с рождения и росшие в разных домах, разных общинах, возможно, даже в разных странах, соединились силой Того, Кто составляет пары. Что может быть выше этой радости?»

Начиная свадебную церемонию, отец невесты сказал: «По традиции, души предков невесты и жениха являются на свадебное торжество и участвуют в нем... Моим приглашением им будет маамар (речь об учении хасидизма), в котором я повторю поучения наших святых и праведных предков: Алтер Ребе (рабби Шнеура-Залмана, основателя хасидизма ХАБАД), Ребе Дова-Бера и нашего прадеда Ребе Менахема-Мендла из Любавича (тезки последнего Любавичского Ребе) и другого нашего прадеда — Ребе Шмуэла из Любавича, а также моего отца, деда невесты (Ребе Шолома-Дова-Бера). Как говорили наши мудрецы: "Всякий, кто повторяет поучение, должен представить, что перед ним стоит сам его автор"».

Все, кто присутствовал на свадьбе, позже вспоминали то осязаемое ощущение святости, которая наполняла помещение, когда Ребе Йосеф-Ицхок произносил свою речь.

Той же ночью за сотни километров от Варшавы состоялась другая свадьба, но, увы, без реальных невесты и жениха. В Днепропетровске родителям Менахема-Мендла, которых советские власти постоянно донимали за их деятельность на благо иудаизма, было отказано в выезде на свадьбу сына. Но хотя «железный занавес» не дал им возможности присутствовать на свадьбе своего первенца, тем не менее они решили порадоваться его счастью насколько в их ситуации это было возможно. В своих волнующих воспоминаниях мать Ребе ребецн Хана описывает свадебное торжество, состоявшееся в их доме, на котором жених и невеста не присутствовали физически, но радость сияла так же ярко, как сильна была боль в сердцах родителей жениха.

...Жизнь отца Ребе рабби Леви-Ицхока Шнеерсона закончилась трагически: в 1939 году его арестовали, жестоко пытали и отправили в казахстанскую ссылку, где в 1944 году он и умер от болезней и лишений.

Опубликовано в Еврейский календарь

Copyright © 2015 Еврейский Фонд Украины. Все права защищены. Разработка сайта : Dreamix.com.ua    Карта сайта