logo mobil

18.04 Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (Детство и Первая мировая война)

Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон родился в пятницу 18 апреля 1902 года (по еврейскому календарю 11 нисана 5652 года) в Николаеве. Его отец, рабби Леви-Ицхок Шнеерсон, был известным раввином, знатоком Каббалы и Талмуда, мать — ребецн Хана — из семьи потомственных раввинов.

rebeДетство 1902 год.

Когда Менахему-Мендлу было 7 лет, семья переехала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), где рабби Леви-Ицхок стал главным раввином города.

Для евреев царской России это были тяжелые годы, годы погромов и преследований. Ребецн Хана вспоминала, как в 1905 году, чтобы переждать погром, множество еврейских семей были вынуждены прятаться в укрытии. Дети пребывали в страхе, и, чтобы из-за их плача или неосторожного поступка не обнаружили тайник, родители успокаивали их ценой неимоверных усилий, хотя и сами с трудом преодолевали то же чувство. Трехлетний Мендл подходил к малышам, ободрял. Годы спустя Ребе опишет свое раннее детство как время, когда его мировоззрение и жизненные задачи уже были сформированы. Будучи мальчиком, он уже обнаруживал те уникальные задатки, которые впоследствии реализовались в его учении и делах.

Из обращения Ребе в январе 1990 года: «У детей есть сильное чувство, что они являются центром Вселенной, и все создано для того, чтобы им служить. В этом эгоцентризме, разумеется, присутствуют негативные аспекты, но ощущение себя, определяющее человеческое бытие, играет центральную роль в задаче созидания. По этому поводу Талмуд гласит: "Каждый человек должен сказать: ради меня был создан мир". Задача образования - направлять это врожденное убеждение на верное выражение: личность должна расценивать каждую мысль и действие как реально и глобально значимые».

Он видел, что хотя на уровне поступков ребенок не соответствует взрослому, на уровне личности — иное дело. И, наделенное собственными преимуществами — детской верой, честностью, энергией, энтузиазмом, жаждой знания, чувством собственной значимости, — дитя является подобием взрослого. Так что задача образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, но и в том, чтобы взрастить и сохранить дары, данные детством, направить их к максимально позитивному выражению.

Все это для Ребе не было только теорией. В 1980 году он организовал «Цивойс Ашем», свою «детскую армию», призванную нести спасение миру. С самого начала он воспринимал детей как основную, авангардную силу своей деятельности, они были его самыми большими энтузиастами и посвященным «войском». Несколько раз в году Ребе организовывал детские собрания. Он говорил на доступном всем языке, но без снисхождения, отдавая детям «приказы», в которых проявлялось его отношение к ним как к полноценным участникам человеческой миссии в этой жизни.

Первая мировая война. 1916 год

Первая мировая война наводнила Россию толпами беженцев. Многие из них прибывали в Екатеринослав, где вдобавок к острой нехватке продовольствия, жилья и предметов первой необходимости им приходилось сталкиваться с враждебностью местных властей. Евреи, в частности, страдали от классических антисемитских обвинений в якобы сотрудничестве с врагом, подвергались арестам, облавам ради выкупа, доходило и до казней.

Седьмой Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в одной из своих бесед, цитируя основателя ХАБАДа рабби Шнеура-Залмана из Лядов, сказал: «Внимание к материальным нуждам ближнего — самая высокая добродетель».

Родители Ребе открыли двери своего дома для беженцев и делали все возможное для их обеспечения, выкупа пленников, ходатайствовали за обвиняемых перед правительством с риском для собственной жизни и свободы. И сын их не оставался в стороне — во всех этих делах принимал активное участие.

Годы спустя он вспоминал то глубокое, неизгладимое впечатление, которое производило на него, четырнадцатилетнего мальчика, благочестие его родителей, в особенности матери. Внимание к материальным нуждам ближнего всегда было краеугольным камнем движения ХАБАД, с самого его возникновения. И Ребе, в разное время стоявшие во главе этого движения, никогда не считали себя исключительно «духовными» лидерами, поскольку физическое состояние людей было для них не менее важно, чем состояние душ. В царской России они основывали сельскохозяйственные поселения и фабрики для производства продуктов питания, необходимых нуждающимся евреям, при коммунистическом режиме тайно поддерживали «контрреволюционеров», лишенных всех средств существования, в разгар Холокоста посылали эмиссаров на помощь узникам лагерей смерти.

Сегодня его последователи управляют наркологическим реабилитационным центром в Калифорнии, вывозят самолетами детей из радиоактивной чернобыльской зоны, содержат благотворительные кухни в разных городах от Иерусалима до Москвы. Согласно указаниям Ребе создан ряд беспроцентных фондов для ссуд и последователи Ребе значительную часть своих средств выделяют на обслуживание социальных нужд общины.

Опубликовано в Еврейский календарь

Copyright © 2015 Еврейский Фонд Украины. Все права защищены. Разработка сайта : Dreamix.com.ua    Карта сайта